Тюльпан – символ обновления и возрождения

С жизнерадостного татарского танца «Ассалямагаляйкум» в исполнении самых юных участников танцевальной группы «Лейсан» начался тематический вечер «Волшебные узоры» в отделе национальных культур Городского центра искусств. Зрители пришли, чтобы еще раз полюбоваться красотой татарского и башкирского национальных костюмов, необыкновенно привлекательными узорами, которые украшали одежду и жилище наших предков.

Ведущая рассказала о том, что еще в древние времена  в татарских семьях учили детей  не просто увидеть прекрасное, но и создавать эту красоту. Эти замечательные традиции воспитывали в них аккуратность, трудолюбие, чистоплотность, уважение к будущей семье, мужу. Татарские рукодельницы владели разными способами вышивки, а цветочно-растительные мотивы, которые они черпали  из окружающей природы, мастерски перевоплощались в узорные композиции. 

На сцене татарский танец «У ручья». Девушка стирает вышитое покрывало и любуется красотой восточных узоров и татарских орнаментов. Зрители заметили, что  главным, солирующим элементом в этой вышивке является тюльпан.  У каждого народа есть свой символ, у татар – это тюльпан. Он является одним из самых популярных элементов татарского орнамента, встречается в традиционной вышивке, а также в росписи домов и внутреннем убранстве мечетей. Тюльпан первым просыпается после зимы, потому татары считают его символом обновления и возрождения. А еще его называют «Цветком Всевышнего», так как  в арабском языке слова «тюльпан» и «Аллах» роднят одни и те же буквы. Поэтому тюльпан стал олицетворять стремление к великим достижениям.

Продолжается рассказ ведущей, достаются из сундука и демонстрируются  ценные  вышитые и тканые изделия, среди которых немало  и старинных предметов. Текстиль занимает в культуре татар особое место. Дело в том, что традиционный татарский дом не был поделен на комнаты – роль  перегородок выполняли пологи и занавеси, а вместо богатой мебели комнату украшали покрывала, полотенца, скатерти, салфетки, дорожки и коврики. Самые лучшие мастерицы ткали узорные разноцветные полотна, которые сейчас больше похожи на произведения искусства, а в стародавние времена были неотъемлемой частью быта. Разнообразные подушки и перины, шелковые, с красивой вышивкой, были способом подчеркнуть достаток в доме. Кстати, когда невеста впервые входила в дом жениха, ей под ноги бросали именно такую подушку – чтобы жизнь была мягкой и благополучной. Особенно красочным дом становился во время свадебных торжеств, когда все украшалось вышитыми и ткаными изделиями новобрачной. Традиции народной вышивки сохраняются  на свадьбах, в связи с праздником сабантуй,  в обряде, которым отмечается рождение первенца. Вышивка по праву считается предметом особой гордости, жемчужиной традиций татарского национального прикладного искусства.

Образ «древа жизни» для нашего народа отобразился в цветочном букете. Ствол, стебель, росток, бутон, распустившийся цветок, плод, указывают на течение жизни, символизируют возрождение, счастье, благополучие.  И о том, как прекрасна жизнь, звучит песня в исполнении ансамбля песни «Алтын ай».

На сцену выходит бабушка с детьми. Она рассказывает детям о старинных традициях, разучивает с ними татарские игры. Дети, которые занимались в воскресной школе, демонстрируют знание родного языка, а потом вместе исполняют коллективный танец «Кария-Закария».

Ведущая раскрывает секреты волшебных узоров, на смену танцам приходят песни в исполнении солистов Амира и Разины Сингизовых, Фили Фахретдиновой.

Традиционный татарский костюм во всей своей красе, величии и женственности является ценнейшим памятником народного искусства. Искусно скроенный, с разнообразной вышивкой, ювелирными изделиями и кожаной мозаикой.  Башкирский костюм чем-то похож на татарский, но в нем больше меха, монет и тесьмы. Этот костюм в полной красе продемонстрировала  Рената Кудашева, исполнив танец  «Серебряный родник».

Полотенце (сөлге) — символ, лицо нашей нации. Сөлге – памятник мастерству наших женщин. Эти несравненные произведения искусства веками  были спутниками нашего народа, служили не только украшением дома, но и были семейной реликвией. Мужчины на сабантуях за полотенце боролись, соревновались на скачках. Полотенца с неповторимыми узорами, вышитые с душой, как самый дорогой подарок дарили свекрови. Невеста, переступая порог дома жениха, вешала на дверь полотенце, чтобы остаться в этом доме навсегда.

Много интересного услышали и увидели зрители в этот вечер. Понравилась зрителям  вокально-хореографическая композиция «Шаль связала», танцы в исполнении Элины и Рустама Сингизовых. А встреча  завершилась любимой песней “Эх, алмагачлары” и традиционным татарским танцем вместе со зрителями.

Эта тема будет продолжена и дальше: желающие смогут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению элементов татарского костюма и вышивке, который состоится осенью.


Гузель Инсапова,

руководитель БТБНКЦ «Мирас»

Фото находятся в альбоме в официальной группе ГЦИ в ВКонтакте.

Поделиться в социальных сетях:

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *